Как казахи Байконур "хотели" - News777 - объективные новости
geodezist | Вкл. 04, Май 2016
Как изменится судьба Байконура после запуска с Восточного.
28 апреля на космодроме Восточный был произведен первый космический старт. Теперь у России есть еще один действующий космодром, и перед властями встает вопрос о 115 миллионах долларов в год, которые Москва сейчас платит Астане за аренду Байконура. «Лента.ру» вспомнила историю космических взаимоотношений с Казахстаном и задумалась, так ли необходима России стартовая площадка на территории иностранного государства.
Погром в космической гавани.
Договор об аренде Байконура был заключен в 1994 году. До этого в главной космической гавани планеты, оказавшейся в суверенном Казахстане, происходили события, достойные фильма «Беспредел». Вот только два эпизода. В 1992 году в военно-строительной части Казахстана, расположенной на территории Байконура, в результате конфликта между солдатами и офицером произошли погромы. В результате «из кассы части похищено 35 тысяч рублей, угнано 17 автомашин». В 1993 году администрация Ленинска (так назывался город при космодроме до 1995 года) пожаловалась на казахстанских военнослужащих, совершивших поджоги и разгромивших служебные помещения.
Сайгаки — против!
С того момента, как Байконур оказался за границей, аварии при запусках стали не только технической, но и политической проблемой.
С определенного момента тему гептила в республике в формате «платить и каяться» начали раскачивать общественные деятели. В июле 2013-го, после падения «Протона-М», у генконсульства России в Алма-Ате состоялась акция протеста .
Плакаты гласили: «Российские полигоны нужно закрыть!», «Гептил — геноцид». Один из участников пикета заявил журналистам, что «ракеты уродуют население Казахстана, и если они (русские — прим. «Ленты.ру») хотят, чтобы их дети рождались инвалидами, то пусть переносят эти полигоны на свои земли».
В 2015 году общественники обвинили гептил в массовой гибели сайгаков в степях Казахстана. В центре Астаны активисты изобразили сайгаков, умирающих от ракетного топлива.
Член комитета Госдумы по обороне Михаил Ненашев открыто признал настойчивые попытки Казкосмоса «уйти» Россию с Байконура. Депутат напомнил, что за предыдущие 10 лет аренды космодрома Москва перечислила «стратегическому партнеру» 1 миллиард 265 миллионов долларов плюс сотни миллионов долларов компенсаций за эксплуатацию отдельных объектов, списаны государственные долги Казахстана. И подчеркнул, что поведение Астаны наносит вред российским интересам.
В итоге в декабре 2015 года, когда в скором открытии российского космодрома Восточный не было никаких сомнений, Назарбаев признал, что Казахстан просто не имеет возможности содержать Байконур. Поэтому вряд ли Астана станет настаивать на изменении сложившегося статус-кво. Впрочем, невыгодно это и России — казахстанский космодром, скорее всего, так и останется в ближайшие годы основной площадкой для тяжелых ракет. Запуск сверхтяжелой «Ангары-А5В» на космодроме Восточный планируется только в 2026 году. Кроме того, Восточный расположен на шесть градусов севернее, чем Байконур (а масса выводимой полезной нагрузки тем больше, чем ближе космодром к экватору).
В общем, Россия вряд ли уйдет с Байконура по собственной инициативе. Но политизация сотрудничества Астаны и Москвы на казахстанском космодроме резко пойдет на спад. Собственно, это случилось еще в 2015 году, когда окончательно прояснились перспективы Восточного. Протестные акции и выпады казахстанских чиновников в адрес России резко — словно по команде — прекратились, а переговорщики внезапно переключились на конструктивную волну. Восточный стоило построить хотя бы ради этого.
Добавить комментарий